Внешнеэкономическая деятельность

На главную

Введение


Калининградская область -- единственный из 89 субъектов Российской Федерации, который после выхода республик Прибалтики из состава СССР и дальнейшего распада Советского Союза, превратился в российский эксклав, отделённый от основной территории страны зарубежными государствами. Область, тем не менее, целиком и полностью входит в российское политическое и экономи¬ческое пространство и подчиняется действию общегосударственных законов. Те специфические особенности, которые связаны с законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области», принятым в 1996 году, определены самим Российским государством. Действия же областных законодательных актов, учитывающих особенности региона, не противоречат общероссийскому законодательству.
Специфика геополитического положения Калининградской области определяет целесообразность одновременного вхождения её и в балтийское экономическое пространство, но лишь в той мере, в которой можно говорить о вхождении в это пространство России в целом. Поскольку региональные интересы совпадают с общегосударственными, постольку они реализуются в рамках российской региональной политики. А так как относительная самостоятельность регионов в экономической сфере полезна всей стране, то она и поддерживается на региональном уровне.
Российским правительством разработаны «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Этим документом к числу основных целей региональной политики отнесены, в частности, создание единого экономического пространства и приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение. Обе эти установки чрезвычайно важны для Калининградской области как стратегически важной части страны, с одной стороны, и как испытывающей трудности в транспортном сообщении с основной частью России - с другой.
Калининградская область, как приграничная, относится к числу регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими разработки и реализации специальной научно разработанной политики. Благодаря имеющемуся научно-техническому потенциалу и возможностям привлечения «ноу-хау» из-за рубежа, регион может стать одной из «точек роста» экономики России. Этому способствует и его статус особой экономической зоны (ОЭЗ). Поэтому углубленное изучение Калининградской области чрезвычайно важно для принятия решении не только областными властями, но и на федеральном уровне.


Географическое положение


Калининградская область расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, между Польшей и Литвой. Область -единственная территория России, отделённая от её основной части территориями других суверенных государств. Таким образом, Калининградская область является российским эксклавом на Балтике. Расстояние по прямой от границы области до границы другой ближайшей российской области (Псковской) более 370 км.
Территория Калининградской области составляет 15,1 тыс. км кв., население - 945 тыс. человек (на 1 января 2001г.). соответственно 0,1% территории и 0.6% населения Российской Федерации. Область относится к числу плотно заселённых и высокоурбанизированных регионов России. Плотность населения более чем в 7 раз в области больше, чем в среднем по стране, и больше чем в соседней Литве. Протяжённость границ, являющихся одновременно и государственной границей России, составляет 540 километров. Расстояние от Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской 70 км. Из всех областей Российской Федерации, Калининградская - самая маленькая.
Ближайшие к Калининграду относительно крупные города польский Гданьск и литовская Клайпеда -- удалены от областной столицы, по прямой, всего на 110 км. До Варшавы -260 км, до Вильнюса - менее 300 км. Другие ближайшие столицы - Рига (чуть ближе 300 км), Минск (370 км). До Копенгагена, Берлина и Стокгольма -500 км с небольшим. Ближайший российский областной центр - Псков - отстоит от Калининграда на 600 км. А до Москвы - почти 1000 км по прямой и 1289 км - по железной дороге. До самого близкого российского порта Санкт-Петербург водным путём 1100 км.
Через Калининградскую область проходит параллель 55 с.ш.. Она пересекает также датский остров Борнхольм, Южную Ютландию, северную Англию и Северную Ирландию.
Географическое положение области очень удобно для развития разнообразных международных контактов. Но если в условиях Советского Союза, будучи в окружении союзных республик, область не испытывала своеобразных неудобств, то они сразу же появились при окружении области независимыми государствами.


Политическое положение


Оказавшись в районе стран балтийского моря и потеряв сухопутную связь с континентальной частью России, Калининградский субъект Российской Федерации пополнил собой число полуанклавов международного типа. Это, в свою очередь, заставляет его добиваться статуса субъекта международного права. Область стала «внешне» выступать по отношению к своим соседям как зарубежное государство. Внешние административные границы стали государственными. В результате, численность приграничных частей, таможенных органов, которые ложатся дополнительным бременем на бюджет области, заметно возросла. Кроме того, наличие государственной границы и режима с ней связанного (таможенные оформления, досмотры и прочее) создают дополнительные трудности при транспортировке грузов в область и из неё, а значит, препятствуют развитию региона как важного тран¬спортного и торгового центра, связывающего европейский «общий рынок» с восточным. Исполнение же этих функций является исторической логикой, будущим и настоящим той территории, на которой находится Калининградская область.
Как известно, каждой границе соответствует определённый приграничный район. Его инфраструктура находится в тесной зависимости от границы, оформляющей геополитически окружающее его пространство. Это наглядно видно и на примере Калининградской области, окружённой со всех сторон сухопутной и морской границей.
Международная торговля, развитие транспорта и массовых коммуникаций уже привели к росту транснациональных корпораций и ослаблению правительственного контроля над их действиями, что определило взаимозависимость между странами как более сложную и интенсивную.
Учитывая членство Калининградского региона в союзном государстве, каковым является Россия, и анализируя сложившуюся ситуацию, отмечают, что с учётом интересов Российской Федерации область может развиваться в двух формах: как военно-политическая база России, создающая угрозу европейским государствам, или как буферная территория, существующая в результате международных договорённостей и стремления стран Европейского Союза и России сохранить баланс сил в Европе. Здесь следует отметить, что роль буферной территории в Европе часто играют Швейцария, Нидерланды, Люксембург. А Д. Фергриф, описывая буферную зону в Европе, включил в неё даже такие страны как Польша, Дания, Бельгия, Балканы и Скандинавию. Второй, «мирный» вариант учитывает интересы не только всей России, но и собственные интересы Калининградского субъекта Российской Федерации и его населения. Более того, он позволит создать международные правовые акты, которых явно не хватает при сегодняшней правовой оценке положения с Калининградской областью. (Необходимых правовых актов в отношении Калининградской области не принималось с августа 1945 года).
Существующий Федеративный договор РФ изначально замысливался в качестве основы будущих качественных изменений и развития федеративных отношений. Однако, он юридически закрепил реально существующую разнотипность субъектов:
- национально-государственные образования;
- административно-территориальные;
- национально-территориальные (автономные области и округа).
Это привело к фактическому неравноправию субъектов РФ, что
породило рецидив неравенства между субъектами Федерации в Кон¬ституции РФ. Так, только республики являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений (что особенно важно для Калининградской области), в то время как области являются лишь самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей и соглашений с другими краями, областями и так далее.
Очень важным для любого народа является вопрос о земле и её полезных ископаемых. Исследования, проведённые на территории Калининградской области показали, что основных полезных ископаемых (при нынешних темпах добычи) хватит на десятки, а большинства и на сотни лет. Такие ископаемые, как торф, янтарь, глина, подземные пресные воды, выработаны от сотых долей до 5-7%. Более экономно надо добывать нефть (выработано около 60% запасов) и песчано-гравийные материалы, применяемые в строительстве (выработано 54%). Соль и бурый уголь на территории области не добываются вообще (при наличии их запасов). И конечно, в интересах жителей региона, целесообразней было бы самим осуществлять контроль и разработку полезных ископаемых на своей территории.


Свободная экономическая зона на территории Калининградской области


Выборочная либерализация инвестиционного климата в свобод¬ной экономической зоне (СЭЗ) имеет задачу поощрения определённых видов и направлений хозяйственной деятельности. Режим свободной зоны с его благоприятным инвестиционным климатом, льготами для предпринимателей и настроенностью на иностранный фактор становится важным инструментом повышения и активизации её естественных преимуществ.
Первичным правовым основанием для решения вопроса об образовании на территории России свободных экономических зон явилось Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 года «О создании зон свободного предпринимательства». При анализе этого документа, с учётом специфики регионального развития и в целях обеспечения перехода на рыночную экономику, Верховный Совет РСФСР постановил принять предложения Ленинг¬радского и Выборгского городских, Приморского краевого (в том числе город Находка), Калининградского, Сахалинского и Читинского областных Советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного экономического предпринима¬тельства.
Основная идея СЭЗ, как она задумывалась изначально её разработ¬чиками, а потом и региональными властями, - получение областью в целом режима СЭЗ с таможенными льготами (отменой всех видов сборов), льготами по налогообложению совместных и иностранных предприятий, свободный вывоз прибыли для иностранных инвесторов, централизованное финансирование (или налоговый кредит) для развития зональной инфраструктуры. Но, главный недостаток такой концепции - распространение режима СЭЗ на всю территорию области и всё её народное хозяйство, который не был устранён и при принятии на федеральном уровне последующих документов, определявших и определяющих функционирование СЭЗ. Какие-то элементы особого характера возможны и для области в целом (например, выделение средств на развитие инфраструктуры или льготы для всех предприятий, в том числе отечественных). Но таможенные, налоговые и другие льготы для иностранных инвесторов, как показано экспертами, целесообразно применять только в локальных, крайне ограниченных по территории зонах. Нынешние попытки создания локальных зон на основе регионального законодательства не позволяют обеспечить для них столь же значительные преимущества, как принятие соответствующих положений на федеральном уровне. Тем не менее, иностранные инвесторы получили значительные преимущества и использовали их с выгодой для себя. В области зарегистрировано непропорционально большое по сравнению с другими регионами страны количество совместных и иностранных предприятий. Почти все предприятия области имеют то или иное количество иностранного капитала. Средства в их развитие вкладываются небольшие, то есть эксплуатируются ранее созданные фонды - суда, здания, оборудование.
СЭЗ в Калининградской области рассматривалась как своего рода компенсация региону за эксклавность его положения. Вместо бюджетных трансферов областным властям предлагалось использовать возможности, предоставляемые механизмом СЭЗ (а позже ОЭЗ) для получения дополнительных доходов, а также для поддержания более низких потребительских цен благодаря относительно дешёвому импорту.


Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»


Федеративный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» подписан Президентом РФ 22 января 1996 года. Он придал стабильность зональному статусу (в том числе статусу свободной таможенной зоны) и конкретизировал условия организации в области сборочных производств на основе импортных комплектующих. Был предусмотрен механизм защиты регионального рынка - квотирование беспошлинного импорта, кото¬рое создало и предпосылки финансирования региональных проектов с использованием средств, получаемых от аукционов.
Но, даже активное квотирование импорта товаров, аналоги которых производятся в области, уже мало могло помочь тем предприятиям и отраслям, которые не выдержали предшествовав¬шей конкуренции беспошлинного импорта.
Привлечение инвестиций в особую зону носит договорный характер, согласно Закону. Администрация ОЭЗ, функции которой выполняет администрация области, рассматривает заявления российских и иностранных инвесторов о реализации зональных инвестиционных проектов и заключает с ними соответствующие договоры. Администрация вправе проводить торги, передавать в пользование на условиях договора аренды (без права выкупа) иностранным предпринимателям имущество, находящееся в собственности Калининградской области как субъекта РФ. Российс¬ким и иностранным инвесторам предоставляются в ОЭЗ налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством РФ и Калининградской области. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы региона, должны заключаться по согласованию с органами его государственной власти. Эти договоры не должны противоречить законодательству и международным договорам РФ и не могут рассматриваться как международные договоры РФ.
Закон об ОЭЗ в Калининградской области реализуется нелегко, но есть и позитивные сдвиги. Они, в основном, связаны с более быстрым развитием трансформационных процессов в регионе. Эти сдвиги заключаются в росте рыночной инфраструктуры, возникновении на территории области большого числа совместных и иностранных предприятий, увеличении экспорта, активной подготовке и переподготовке кадров. Соседство с зарубежными странами позволяет быстрее перенимать положительный опыт решения проблем перехода к рынку, учитывать возможные негативные последствия тех или иных решений. Калининградская область относится к числу регионов, где рыночные реформы идут наиболее активно, хотя многие проблемы в регионе даже более остры, чем в целом в России, достигнутые результаты и предпосылки дальнейшего развития здесь более значительны.
Серьёзным недостатком является то, что Закон об ОЭЗ не является законом прямого действия, и конкретные предложения, вытекающие из него, требуется согласовывать дополнительно. Закон об ОЭЗ должен согласовываться со всеми другими законами РФ. Нет пока и общего закона о свободных экономических зонах.



Хостинг от uCoz